Быть настоящим – немодно. Мир сейчас как жвачка: пожевал, вкус испарился, выплюнул



Пост дня «Быть в «депрессии «очень удобно, несколько ошарашил своей непримиримостью к человеческим слабостям. Складывается ощущение, что сегодняшний мир приемлет лишь позитив в каждом вздохе и любые вариации в сторону воспринимаются как нечто неприличное. Я против такой градации и выступает за право быть нормальным в любом состоянии, иначе это не жизнь, а некий стерильный вакуум без права на ошибку. И, да, здесь в этом тексте тоже не будет слов о настоящей депрессии, только борьба за право быть настоящим, а не всегда плоским радостным человеком.

Сейчас мода на позитивных счастливых людей. Признаться в собственных слабостях, переживаниях в праве на эмпатию все равно, что снять трусы в общественном месте. Вызывает некую коллективную брезгливость. Времена размышляющих поэтов Бродского и Высоцкого покрылись пылью и вызывают стойкую ассоциацию с бабушкиным шкафом, откуда тянет этим труднообъяснимым старческим запахом и нафталином. И даже рокеры с их душераздирающей жаждой к жизни и поисками внутреннего инсайта не вставляют. Они тоже что-то из другой эпохи. Сейчас правит только внешний лоск и позитив и сделай ты шаг в сторону, заявив о чем-то большем, чем счастливые активы – ты, увы, унылое @овно. У тебя три варианта: либо сдерживаться и ни в коем случае не выносить в общественность свои переживания либо подыхать где-нибудь на рельсах в карениновских судорогах, либо идти к психологу.

Найти хорошего своего психолога так же трудно как снять квартиру.

Окей, ты внял новомодной пропаганде и занялся поиском хорошего психолога. В итоге ты мечешься между ценником, который варьируется от 30 у.е до 150 у.е, определяешься и начинаешь мониторить по отзывам среди знакомых. Однажды понимаешь – отзывы это полная ерунда. Что подходит Юпитеру, не поможет тебе, Быку. У вас разные точки соприкосновения, совершенно разный юмор и вообще – тебе могут не нравится его/ее глаза, а это ужасно мешает откровенности. Если ты небогат – сумма за полный сеанс (психологи советуют не меньше 10 консультаций) набегает немаленькая и мешает по-настоящему отдаться в руки духовного лекаря. Но оглядываясь ты видишь счастливых друзей и подруг, которые транслируют повсюду лишь сплошной позитив, а на деле тоже частые посетители психологов, понимаешь – оно того стоит. Обеспеченные люди деньги не считают, главное результат, который, увы, быстро не приходит. А надо здесь и сейчас быть happy, иначе социум начнет что-то подозревать, а показать свою темную сторону, увы, неприлично. Иногда приходиться менять психолога, так как что-то не срослось. Проблем не становится меньше, ведь расковыривая одну проблему, выявляется другая и так до бесконечности. Душа бездонная пропасть и прийти к простому резюме: «ты в этом не виноват» невыгодно для психолога.

Есть люди, для которых говорить о себе – неподъемная задача. Они никогда не пойдут к психологу, потому что не всем хочется вытряхивать содержимое души. Но и притворяться что тебе всегда весело довольно трудно. Приходиться надевать маски и жить по законам социума, который слишком погряз в псевдоценностях философии fan, чтобы воспринимать людей не только в этом легком состоянии. Чтобы никто не упрекал тебя в том, что ты не умеешь радоваться жизни с этим искренним, абсолютно лишенного настоящего сочувствия, удивлением.

Как прокомментировала одна женщина – психолог проблему поиска хороших специалистов: «Дело в том, что акцент ставится на том, что с человеком что-то не так. Хотя на самом деле мы все нормальные. И проблемы наши нормальные. Просто иногда нужно чуть-чуть помочь стать еще счастливее. Но, увы, многие психологи давят на болевые точки, что выглядит как упрек и давление, вместо того, чтобы помогать человеку и давать правильные ориентиры. А он один – мы все нормальные и наши проблемы тоже».

Одна женщина Карина (имя изменено), сменила 6 психоаналитиков, 12 препаратов. Сейчас 7-ой врач, 13-й препарат. Та же проблема, панические атаки и бессонница, тревожность. Выхода нет. Для кого-то просто бизнес. Или просто у нас нет таких специалистов, которые действительно могли бы ей помочь. А она ищет, не сдается. Но иногда: «Я устала, - говорит, мне просто хочется умереть, настолько плохо». Для всех она обычная женщина с грустными глазами. Не хохочет, простите, и не травит анекдоты. Порой может сказать, как утомилась и, что больше нет сил. Для сверхлюдей – она очередная пытка над разумом, правда? Судя по всему, просто обязана прятаться или доказывать, все ок, простите, что не могу смеяться вместе с вами, я не сплю уже семь лет, но вы не обращайте на меня внимания, и простите, что напрягаю.

Нормальность – некая формула успеха, в которой прописаны ровность эмоций, ноль привязанностей, ноль страданий и переживаний. 

Только успехи, только позитив.
Умер близкий – лечись. Развод – лечись. Переживаешь, мучаешься, чувствуешь себя одиноким – да тебе это нравится, дружок, иначе бы ты ле-чил-ся. Или сделал все, чтобы перестать это чувствовать. Рубил дрова, волонтерствовал в онко-диспансере, шил, вязал, плясал, читал.
Нужна деятельность, спасающая от внутренних монстров, от внутренней тьмы, от странных неопознанных предчувствий, страхов и банальных переживаний. Всему и всегда есть объяснение – так водится у нормальных людей. Ненормальным не место среди тех, кто не пытается стать нормальным. Герои Достоевского живы лишь на выцветших страницах домашней библиотеки, здесь и сейчас новые персоны, без внутренних диалогов и запертых дверей и рефлексий. Стерильные люди, которым да, признаться, все завидуют. Их пафос настолько завышен, что стираются границы эмпатии и романтических «всплесков», там, где на антресолях в дальнем углу хранятся альбомы разбитых мечтаний. Они пытаются отодвинуться от этой слегка нервозной объективности, потому что мир сейчас как жвачка: пожевал, вкус испарился, выплюнул. Так просто, что удивительно, как кто-то живет по иным принципам.
Становится страшно, когда кто-то пишет: Депрессивное состояние, которым вы размахиваете в социуме, так же вежливо по отношению к окружающим, как немытая голова, грязная обувь или нечищенные зубы. Это словно приговор: Не смей, с@ка грустить и быть унылым. Не стоит марать вселенную своими загонами, беги к психологам, пусть они разбираются. Только кто мерило? – социум? Или то самое состояние, что обозначает  - «размахивать».  Тогда озвучьте, пожалуйста, амплитуду. Слегка туда-сюда – сильно напрягает или можно на все 180 градусов?
Помню, как в лифте на бывшей работе одну девушку спросила коллега, как ее дела. Она искренне ответила:  «Если честно не очень. Расстроена. Я рассталась с парнем», -  и улыбнулась, ну чтобы вышло не совсем драматично. Хотелось поаплодировать. Насколько нужно быть взрослым человеком, чтобы вот так ответить? Ведь, да, это неприлично признаваться в том, что тебе скверно. Ты обязан лечиться либо молча давиться своей грустью. Если не понимаешь -  учись у инстаграма. Редко кто показывает себя настоящим. Как правило это вечеринки, мейк –ап, котики, еда и покупки , счастливый ребеночек и пятки в море. Ты «настоящая/ий» неинтересен - резюмирует современность. Герой нашего времени – это успешный человек, который не сомневается, не пьет, не желает чужую жену и не переживает о том, что подумает о нем его соседка/мама/бывший.

Быть слегка ненормальным – нормально, хватит за это стыдить.
Одна из самых сексуальных женщин - Мерилин Монро  - была несчастным человеком. Это не помешало ей стать иконой, светиться изнутри и быть желанной. Гений Пушкин – был задира, Есенин – весьма эмоциональным и говорили тот еще драчун, Маяковский – немного ранимым и интеллигентным, Фаина Раневская – ужасно одинокая и несколько переживающая из-за своей внешности, Евгений Леонов  - чувствительным и привязанным к сыну. Этот список талантливых людей можно продолжать бесконечно. Они все – идеальные пациенты психологов, они все – настоящие люди, которые посмели быть …нормальными  и настоящими.
Безупречность натуры, которую порой пытаются предписать обществу - это очередная Резервация, в ней белые направо, черные – налево. Минор – слабодушие. Безответная любовь – травма. Нищета – лень, «депрессия» - показушность.  Забывается, что как раз они, те, кто порой переживает страх и одиночество, выносят теплые одеяла бомжам, потому что зима. Бегут на митинги  - потому что слишком понятен смысл «несвобода».
Карина посещает раз в неделю детей в интернате, рисует с ними, играет, приносит подарки.  Одна знакомая – ужасно влюбчивая особа и соответственно – страдающая от не взаимности – всегда подвозит всех своих знакомых и малознакомых подруг и друзей. Она просто бесплатное такси даже в три часа ночи, потому что помочь кому-то, это в крови. Как и влюбленность да вынос мозга подружкам по этому поводу. И пытаться раздробить это на атомы – бессмысленная возня прагматиков, для которых любовь – это просто гормоны, а не то странное щекотное чувство внутри, когда прикосновение к руке сродни поцелую.
Да, порой раздражает излишняя попытка жертвы. Когда весь мир должен крутиться вокруг одной единственной персоны. Случается, что человеку нравится быть постоянно потерпевшим, быть вечным ребенком, а все вокруг – «родители» и пусть стараются. Но мир справедлив – фальшивки и инфантилы раскусываются как фисташки, им остается только взрослеть. Чтобы вернуть фидбеком другим это желание вечной ласки и подобострастия. Никто не дает гарантию, что даже этот безвольный чувак завтра не подаст тебе руку помощи, не станет кем-то большим, чем плачущим ребенком, требующим «пожалей меня».
У каждого «своя правда» и жизненные принципы. Нормы – всего лишь удобные правила, которые мешают нам испытывать дискомфорт. Но зачем нам стыдиться тех, кто слегка отличается? Отчего мы пытаемся придумать схемы, и укладываем в них людей, как в гробы? Кто-то сказал, что это про счастье? Per aspera ad astra – это еще и про путь, несмотря на сложности. Сила – она в безоговорочной любви ближнего, которая начинается с момента рождения и немножко в вере. Там, где даже будучи одиноким на острове, ты привяжешься к футбольному мячику Уилсону, и это тебя спасает.

Нет некой удобной теоремы, объясняющей кто нормальный, а кто – нет.  Жизнь, как и человек, кроется в деталях, и порой это не только васильковые поля, вздохи оргазма и успешный стартап. Это еще сомнения, переживания, страх, боль, уныние, грусть, раздражение, сумасшедшее влечение и восторг от нового маленького черного платья. Серые кладбища и рождение первенца. Надоедливый сосед и мурашки от мужчины, который тот самый.  Стоит ли стыдить людей за это? Это и есть  настоящая жизнь, а не красивые буковки о надоедливых «депрессивных» людях.

Остальное – стерильная пустота, прекрасная в своей чистоте, только, увы, невозможная. Следуя моде на беспрестанно счастливых и сильных людей, мы можем стать похожими на героев сериала «Черное зеркало», где в одном из эпизодов  идет повествование о людях, которые живут лишь высокими оценками и постоянной оглядкой на общество, трясясь от страха за любой провал, признаки грусти и страха либо каплю сомнения. 

И там, и тут все забыли, что сила всегда еще и в слабости. Нам никто не может запретить быть неидеальными. А кто так не считает – может сходить в идеальную задницу.




Комментарии