Бестактность наших дней. моя статья с куку.орг






Заметила, что у большинства людей славянского происхождения есть типичная черта – бестактность. Хотя, возможно, я погорячилась, сделав это свойство национальным пятном, но так как общение мое происходит именно со своими соотечественниками, говорю, как вижу.
Я не пытаюсь написать умную журналисткую статью, не буду сыпать статистическими данными и пытаться развивать данный вопрос до неких психологических глубин. Нет, я обычная девушка, ну ладно, женщина тридцати двух лет выражаю, нет, кричу о том, что действительно по-человечески достало. Человеческая бестактность.
Почему ты такая худая?
Начну с первого примера. Я девушка стройная. Даже слишком. Вес колеблется от 42 до 45 килограмм. Признаюсь, при сильном ветре я держусь за сумку. В учреждение, где я долгое время работала, меня не вез лифт. В нем есть некий ограничитель по весу, чтобы в лифте не ездили дети без взрослых. Так вот меня взрослую тетю лифт тоже благодарно игнорировал. Анорексией не болею, просто хрупкое создание, не употребляющее сладкое. Не люблю. Вес мой меня устраивает, бабушка и мама тоже натуры небольшого роста и веса, никаких отклонений, в общем, в себе я не наблюдаю. Но вот многие Дамы, встречающиеся на моем пути, к своему ужасу и к моему тоже отмечают, что я слишком худая. Об этом мне сообщается в прямолинейной форме вопросом – «когда я, наконец, поправлюсь?, сколько можно быть такой худой? Когда я начну есть?» – в общем, меняется вариативность, но не раздражающий факт моей худобы. Естественно с этим раздражением Дамы делятся со мной, отчего я должна, видимо оправдываться, как я посмела быть такой тощей. А меня посещает несколько мыслей. Первая, разве прилично вообще задавать такие вопросы? Вес, цвет волос и внешность всегда – подчеркиваем - дело сугубо личное и окружающих не касается. Вторая мысль, почему стройность стала неким предметом остракизма у полных людей? Почему эти люди считают, что могут задавать такие вопросы и показывать мне, что моя комплекция их не устраивает. Я же не подхожу к ним с фразами: «ты чего такая жирная, жрешь много?»
Всегда считала и буду считать, что чувство такта крайне необходимое культурному человеку свойство.
Когда ты родишь ребенка?
Второй пример – дети. Думаю, многие девушки примкнут ко мне с этой маленькой трагедией, как вопрос – когда родишь? Его обычно задают родственники, коллеги по работе, знакомая кассирша в магазине. А родишь первого, спрашивать будут про второго. На мой взгляд, самое противное в такой ситуации, что речь идет по большей части о бестактности женщин, которые вроде по природе должны обладать чуткостью. Вопрос детей он ведь такой деликатный. Ты в лоб так спросишь у женщины за тридцать про ребенка, а она бесплодна. Естественно это вызывает у нее чувство грусти, может, боли и неудолетворения. А тут еще вопросы эти о детях, ты вынужден то ли снова оправдываться, то ли врать, то ли правду говорить совершенно чужому человеку. Кто-то сознательно детей не хочет, кто-то имел печальный опыт.  Так, одна близкая подруга Аля забеременела в двадцать лет, родила, но ребенок скоропостижно умер. Але понадобилось одиннадцать лет, чтобы ее снова посетило желание стать мамой. Без ужаса в глазах и спазмах в животе от мысли, что этот кошмар может снова повториться. Но все эти года ей приходилось отвечать на вопросы от незнающих о ее трагедии людей, когда же она станет мамой, годы же идут!! Представляете, каково это каждый раз на такой вопрос пытаться сдерживаться, вежливо уклоняться от прямого ответа? О таких вещах, как смерть ребенка, не говорят на каждом перекрестке, но вдруг приходиться выкручиваться, когда бестактный вопрос звучит, как приговор.
Знакомая Света вот уже два года не может забеременеть. Переживает, но не рефлексирует. Достают только эти самые бестактные комментарии. Так, когда в очередной раз ей  высказали – чего детей не рожаешь, она ответила – не рожаю, потому что не получается. Вопрошающий сразу стушевался, сконфузился и тут же принялся жалеть Светлану. В жалости, к слову, она совершенно не нуждалась.
Вроде все невинно на первый взгляд, но я человек жесткий и убежденный в том, что лезть к людям с вопросами об их внешности, личной жизни, смерти и религии категорически нельзя. Даже с близкими друзьями о таких вещах говоришь очень осторожно. Ведь если твой образ жизни не приносит никому вреда, то и обсуждать нечего.
Ты знаешь, что вегетарианство вредно?
Как-то собрались большой компанией, в которую как водится, друзья приводят друзей, ты своих тянешь и вот уже вас много, незнакомых знакомцев. Шашлык, колбаса, помидоры, в общем, лето, дача, хорошо. Один молодой человек отказался от шашлыка, пояснив, что он вегетарианец. И тут же многие стали его усиленно расспрашивать:
-И обувь носишь из заменителя?
- И что и ремень такой же?
-А что, зверюшек жалко?
-Болеть не боишься, знаешь, к чему недостаток белка в организме приводит?
Глядя на парня, я видела, что это он слышит в тысячный раз. Пожевывая огурчик, он ждал, когда расспросы закончатся. Я осознала, как же это сложно в нашей среде быть собой и иметь позицию. Ты ничего плохого не делаешь, просто ешь, то, что тебе нравится, собственно, неважно по каким причинам, но ты обязан отчитаться перед обществом, почему ты это делаешь. Наверное, кто-то спросит, а что плохого в вопросах? Если просто интересно? Отвечу – просто интересно это детям до пяти лет, они мир познают с помощью взрослых. Взрослым людям не подобает нападать на человека с расспросами. Интересно?- почитай в интернете, сходи в библиотеку, попроси аудиенции у заинтересовавшего тебя объекта, но никак не выставляй всё таким образом, будто человек на допросе, а не в дружеской компании.
Почему ты не пьешь?
Или вот другой яркий пример. Жаловался мне коллега, что многие его знакомые приятели перестали с ним общаться, так как он перестал употреблять алкоголь. Встретился однажды с друзьями, заказал чай и началось. Эй, дружище, что случилось? Почему не пьешь? Закодировался? Болеешь? О чем же с тобой говоришь, если не пьешь с нами?
Коллега признался, что эти расспросы преследовали его везде, в любой компании, по любому поводу, где бы он ни был, его спрашивали: почему не пьет, а если хоть одну рюмочку? Друзья ведь и не алкоголики вовсе. Но не может человек резко перестать алкоголь без важной! На то причины. Обязан объясниться. Если ты не пьешь, тебя начинают подозревать в некой страшной болезни, о которой ты умалчиваешь. Болен коллега не был, просто принял решение какое-то время пожить безалкогольной жизнью. Он стал отцом, очень хотелось иметь ясный трезвый ум и быть полноценным помощником своей супруге.
 Только в нашем обществе не принято принимать людей, отличающихся от массы. Нужно постоянно быть начеку, прямо военная подготовка должна быть, чтобы устоять под натиском любопытства и всепоглощающего интереса. Отличаешься? Обоснуй!!
Что на тебе надето!?
 Мама рассказывали, что в молодости её вслед проклинали бабушки, за то, что она посмела надеть миниюбку. Говорит, что сейчас, глядя на то, как одевается молодежь, она завидует, что этого не было во времена ее двадцатилетия. Так странно,- делится она со мной -  сейчас все модно, все здорово. Хочешь мини носи, хочешь макси, брюки-дудочки, брюки-шаровары, и никто не выльет на тебя словесные  помои.
Да, в плане одежды стало лучше. Девочки – подростки красят волосы в синий цвет без боязни быть проклятыми. Только бестактные люди найдут к чему придраться. Помню, как в классе шестом перед одноклассниками учительница русского языка и литературы вопрошала меня о том, почему я так безвкусно одета. Мол, как с виду такая умная девочка посмела одеться столь безобразно? Одета я была нормально, просто на мне были мамины вещи, они были велики на два размера. Мы тогда жили бедно, денег едва хватало на еду, о покупке одежды и говорить нечего. Учительнице всего этого я не говорила. Я промолчала. Но обидно и унизительно было очень, если честно.
Бестактных людей не волнуют ваши чувства. Их внутренняя задача выбить вас из седла своим действием, заставить усомниться в собственной значимости.
А что означает твоя татуировка?
Этот пример про татуировки. Многим кажется, что если человек сделал татуировку, то исключительно для него. Этакий человек-телевизор, смотри в меня, задавай вопросы! Невдомек, что татуировка это опять абсолютно личное желание расписать свое тело, без надобности объяснений, зачем ты это сделал. У меня на руке есть татуировка. Надпись. Одна женщина выкручивала мне руку, чтобы запомнить надпись и поискать в интернете, что же она означает. Так как я отказалась раскрыть секрет своей татуировки. Сочла меня неприятной гадкой особой, напустившей непонятную таинственность. Подруга жаловалась, что тоже утомилась от вопросов – «а что означает твоя татуировка? Когда следующую набьешь? Все вы синей болезнью страдаете, знаем!» Одна маленькая девочка лет семи задрала ей рукав, чтобы лучше рассмотреть, что там у нее за рисуночек такой. Подруга сделала замечание любопытной девочке, на что услышала от матери ребенка -  «а что вы хотели? Ей же интересно!»  То есть ты просто обязан развлекать всех любопытствующих вокруг, даже пусть под майку полезут. Ничего, нормально, сам виноват.
Откуда в наших людях это порочное желание подвергать сомнению любое проявление индивидуальности? Попытки всё и вся привезти к общему знаменателю, понятному тебе, мне и соседу. Люди, посмевшие отличаться от других своим внешним видом, становятся цирковыми клоунами, призванными развлекать праздную толпу, вызывая насмешки и любопытство. Не дай бог личность заерепениться и попросит не совать любопытный нос в его дела. Такая личность окажется само собой невоспитанным хамом, да к слову, это сразу видно, что еще можно ожидать от столь одиозной персоны? Мысль о том, что невоспитанность это лезть к человеку со своим мнением, когда не спрашивают, комментариями, когда не просят и вопросами, которые вынуждают человека оправдываться не приходит в голову любопытному обывателю.

Почему?
К сожалению, не всегда, получается, противостоять чужой бестактности. Молчание, уклончивость, улыбка хорошее проверенное оружие в борьбе с этой странной войне бескультурья. Но иногда приходиться сдаваться. Так сдалась я, когда речь зашла о крещении ребенка. Сейчас я немного поговорю о моем понимании религии, поэтому особо чувствительных верующих людей предупреждаю, что выражаю свою точку зрения и никого и ничто оскорбить не пытаюсь.
Стоило мне заикнуться о том, что я не буду крестить сына, как я подверглась острым нападкам со стороны родственников. Я тут же узнала о том, что у сына не будет ангела-хранителя, он будет постоянно болеть, его могут сглазить, он не попадет в рай. Почему? – громко спрашивали меня..
Дело в том, что я во все вышеперечисленное не верю. Если ангелы существуют, то они есть  с рождения у каждого человека. И никакие ритуалы, жертвоприношения, свистопляски не помогут тебе попасть в рай. Если уж и существует нечто хорошее после нашей смерти, то заслужить это можно, не делая никому зла. Все церковные обряды, точнее крещение напоминает мне некий тонкий психологический ход, схожий с таким понятием, как если ты не с нами, то ты не в тусовке. Это как прийти в балетках в пафосный ночной клуб. Если ты не на каблуках, ты не проходишь, детка. Фейсконтроль, такие дела.
Не хочу я верить в мир, где ритуалы важнее человека и его души. Опять таки это личное восприятие мира и я вправе на свою точку зрения. Только когда я представила, что всю жизнь мне придется отвечать на вопрос о крещении, оборонять свою точку зрения, естественно, обижая этим глубокого верующих родственников, я осознала, что проиграю. Каждый раз, когда мой ребенок заболеет, мне будут напоминать, что это моя вина. Почему? Потому то и пишу эту статью о нашей бестактности, где люди считают себя вправе лезть в нашу жизнь, как кошки в постель, без спроса. А я просто устану в этой бессмысленной войне религий и мнений. Поэтому своего сына окрестила. Решила, если это безвредно, то пусть будет. Много благодеяний для ребенка не бывает. А мне теперь достаточно будет на вопрос – ты окрестила сына? - ответить – Да. Без продолжения в виде вопроса – Почему?
Это громкое «почему» всегда вводит меня в состояние некой заторможенности. Ты дал человеку ответ, он его не устроил, он произносит  - почему -  и все, ты кролик в глазах удава. Разница мировоззрений это нормально. Есть лишь моя жизни - я так решаю. Доказывают теоремы в математике, а не свое видение жизнеустройства.
Когда ты выйдешь замуж?
Ну и венцом всего это бестактного безобразия является извечное – «Когда ты выйдешь замуж?» Как выражается одна знакомая сценарист – контрольный выстрел в голову. Самое невыносимое в этой ситуации то, что человек, задающий этот вопрос, в принципе догадывается о его глупости и неприятности. Что девушке, женщине придется как-то выкручиваться, оправдываться, отвечая на него. Но это уже своего рода садистская игра, иначе не назову, смотреть жертве в лицо и наслаждаться процессом. Наблюдать, царапая глазами лицо, улавливая малейшие признаки смущения и беззащитности. Игра продолжается долго, не одно поколение женщин выросло на вопросе – когда же ты выйдешь замуж. Единственный способ остановить это безобразие, мне кажется это ответить вопросом на вопрос – а какое твое дело? А в период весеннего авитоминоза или в день святого Валентина можно даже матом. И пусть считает хамкой. Пусть хватает ртом воздух и теперь думает, как же так, ведь просто спросил/спросила. Но один такой довольно жесткий ответ, и вот волна сомнения закрадется в души тех, кто любит мучить девушек данным вопросом. Станет страшно, а вдруг пошлют? Прямо так, с указанным адресом? Неловко выйдет, обидно. Безусловно, я ратую за культурность, но, увы, в вопросах извечной бестактности единственное оружие это немного прямолинейности. Правда, для многих, грустный факт, прямолинейность  является синонимом грубости. Как в Саудовской Аравии отрубали руки за воровство, так и здесь отбить охоту лезть не в свое дело можно только жестким вышеуказанным способом.
Общение людей должно происходит легко, без желания обидеть человека, без неприличного в своей простоте любопытства. Нужно помнить, что бестактными вопросами можно обидеть человека, не зная о некой внутренней боли, вогнать в депрессию особо ранимых людей, а культурных и воспитанных поставить в тупик. Никому не хочется оправдываться за то, что ты такой, каков есть. Тем более посвящать кого-либо в детали своей личной жизни. Я упомянула, что бестактность является некой национальной чертой. Во всяком случае, примеры, приведенные мною, происходили именно здесь в наши дни. Этакая простота, коей мы часто гордимся, привела людей к тому, что нежелание говорить о себе, своих проблемах и неких аспектах своей жизни многие люди возвели в ранг высокомерия. Однажды, поставив человека на место, задавшему мне один из вышеперечисленных вопросов, я услышала, цитирую: «А што такое я спросила? На што обижаться. Я ж по добрАму».
Оправдания этому нет. Никакого.
Очень хочется сказать, люди, пожалуйста, перестаньте спрашивать то, что волнует только вас самих. Учитесь быть воспитанными.  Чувство такта говорит о вашей культуре и, не побоюсь  пафосности, наличие ума. Быть приятными тактичным собеседником это важные качества для каждого человека. Интересное общение возможно без ковыряния интимных подробностей. А если уж не терпится задать мучающий вас вопрос, имейте совесть просить прощения.
Есть одно высказывание у Пауля Хейзе ( немецкий писатель, 1830-1914): «От бессердечных защитишься тем, что не покажешь им своего сердца. Глупые люди могут еще быть тебе полезны, потому что всякий ведь все-таки что-нибудь да знает и умеет, но если бестактные тебя окружают, то это может довести тебя до полного отчаяния». Не могу с ним не согласиться.

Комментарии